Главная » Советы на каждый день » Какие элементы может зарегистрировать самозанятый в качестве товарного знака

Какие элементы может зарегистрировать самозанятый в качестве товарного знака

Около 30% споров возникают при разделении бизнеса, когда бывшие партнеры не могут определить, кому принадлежат исключительные права на товарный знак. Иногда споры удается разрешить мирным путем, без обращения в суд.

Например, владелец компании Gloria Jeans зарегистрировал товарный знак на себя как физическое лицо. Это позволило ему защитить свои права от различных рисков.

Однако после смерти правообладателя компании «Б.Ю. Александров» возник спор о бренде. Дочь основателя, унаследовавшая исключительное право на товарный знак, подала в суд на завод-производитель, который перестал платить лицензионные отчисления. Кроме того, появились новые наследники, которые также претендуют на долю от выручки компании. Суды продолжаются до сих пор.

Владелец бизнеса может зарегистрировать товарный знак на себя и передать его своей компании по договору лицензии. Это защитит его права как собственника, снизит риски «угона» знака со стороны недобросовестных регистраторов и затраты на возможное переименование. Также регистрация на физическое лицо позволит отстоять права на знак в случае корпоративных споров.

Самозанятый может зарегистрировать следующие элементы:

  1. ФИО. Например, «Соловьев Иван». Здесь важно, чтобы однофамилец не зарегистрировал свой товарный знак раньше.
  2. Псевдоним, использующийся при работе с клиентами.
  3. Слоган. Например, «Читающий правит миром».
  4. Доменное имя сайта.
  5. Наименование групп, пабликов, аккаунтов в социальных сетях.
  6. Логотип.
  7. Упаковка товара. Так, например, фирменная стеклянная бутылка компании «Coca Cola» – это товарный знак.
  8. Этикетку продукта.

Этот список не исчерпывающий.

Например, моушн дизайнер может разработать динамический логотип, который также можно сделать товарным знаком.


Процесс регистрации товарного знака включает проверку его уникальности, оплату государственных пошлин, подготовку документов и подачу заявления в электронном виде или лично. Среднее время регистрации составляет около 8 месяцев, а средний размер пошлин – от 20 до 26 тысяч рублей.

Товарный знак действует 10 лет с возможностью продления (Ст. 1491 ГК РФ). Данные о всех знаках содержатся в федеральном реестре. Действие знака могут досрочно прекратить, если правообладатель не использует его в течение 3 лет непрерывно (Ст. 1486 ГК РФ).

Регистрация товарного знака возможна самостоятельно, однако этот процесс требует специфических юридических знаний в сфере интеллектуальной собственности. В противном случае, взаимодействие с Роспатентом может превратиться в бюрократический ад, а при отказе в регистрации оплаченная госпошлина не возвращается заявителю.

Компания Brand-Search.ru на протяжении более 18 лет оказывает помощь предпринимателям в регистрации товарных знаков. Мы сотрудничаем с представителями как малого, так и крупного бизнеса.

Еще практические советы по теме